√лавна€ страница


»стори€ дацана


ƒацан сегодн€


ѕам€тные места

Ѕуддийска€ традиционна€ —ангха –оссии
“амчинский дацан "ƒаши √андан ƒаржалинг"


ќсновы буддизма


’уралы (молебны)


‘отоальбом


ќ проекте

“амчинский дацан: истори€

»стори€ дацана

÷ентр буддизма в –оссии

ƒацан: 20 век

јрхитектура дацана

Ќовейша€ истори€

’амбо лама XII ƒаши ƒоржо »тигелов


“амчинский дацан-резиденци€ ѕандидо-хамбо лам XIIѕандидо-хамбо лама ƒаша ƒоржо »тигэлов.


“амчинский дацан. ¬ ожидании праздника ÷ам. ћузей истории Ѕур€тии им. ћ.Ќ. ’ангалова.


ѕраздник в дацане.


ћистери€ ÷јћ. “анец второстепенных персонажей. √усиноозерский дацан.‘ото ѕ.ѕ.’ороших. 1927 г.ќѕѕ .


ћаски. ћистери€ ÷ам.


ћаски мистерии ÷ам. √усиноозерский дацан. ћузей истории Ѕур€тии им. ћ.Ќ. ’ангалова.


ћистери€ ÷ам в гусиноозерском дацане .‘ото «онненбурга.1912 г.

 

»—“ќ–»я «≈ћЌќ… ∆»«Ќ» ѕјЌƒ»“ќ ’јћЅќ Ћјћџ XII ƒјЎ» ƒќ–∆ќ »“»√ЁЋќ¬ј

—воим уходом и возвращением ѕандито ’амбо лама XII (в миру ƒаши ƒоржо »тигэлов) поставил перед человечеством много неразрешимых вопросов. Ќе меньшим количеством тайн окружен и жизненный путь этого неординарного человека. –одилс€ он в 1852 году. Ѕыл сиротой - случай уникальный, поскольку у бур€т сирот не было, все дети, оставшиес€ без родителей воспитывались родственниками.

≈сть основани€ предполагать, что он по€вилс€ на свет в возрасте п€ти лет. Ќикто и никогда не знал, кто была его мать. ћальчик пас скот, грел ноги в коровьих лепешках и говорил, что будет ’амбо ламой. ’оз€йка сме€лась над ним: не тебе, голодранцу, мечтать об этом. ¬ ответ мальчик приехал верхом на быке, держа в руке кол с человеческим черепом. ¬ ужасе хоз€йка бросилась к ламам. —транную выходку те объ€снили особым предназначением мальчика - в будущем он должен стать ламой.

¬ 15-летнем возрасте ƒаши ƒоржо »тигэлов попал в јннинский дацан ’оринской степной ƒумы. Ўирээтэ этого дацана создал все услови€ дл€ его обучени€, назначил содержание 5 рублей в мес€ц и об€зал жителей окрестных сел вносить плату за освобождение его от воинской повинности. 23 года обучалс€ ƒаши ƒорджо »тигилов в стенах јннинского дацана, изуча€ санскрит, тибетский €зык, логику, философию. —вои знани€ буддийских наук ƒаша ƒоржо »тигэлов совершенствовал в ÷угольском и јгинском дацанах, а также служил в “амчинском дацане - резиденции ’амбо ламы. —корее всего, в одном из них он защитил звание габжи ламы. ¬ернувшись в янгажинский дацан в местности ќронгой, он стал штатным буддийским философом, зан€ть это место было очень трудно и одновременно почетно, потому что штатные ламы состо€ли фактически на государственном обеспечении. ¬ 1904 году »тигэлов назначаетс€ Ўирээтэ ламой янгажинского дацана. 24 марта 1911 года его выдвинули в числе дес€ти кандидатов на пост ѕандито ’амбо ламы - главы буддистов ¬осточной —ибири. √рамотой от 11 апрел€ 1911 года »ркутского губернатора его утвердили в звании ¬ерховного главы всех буддийских дацанов. ѕримечательно, что незадолго до этого губернатор подписал прошение об уходе его с поста Ўирээтэ јнгажинского дацана. ”частвовать в выборах на пост ’амбо ламы можно было только в этом сане. ¬ то же самое врем€ неожиданно дл€ всех действующий ’амбо лама, наход€сь в полном здравии, вдруг отказалс€ от своего поста. √убернатор вновь назначает »тигэлова Ўирээтэ. “от принимает участие в выборах и становитс€ 12-м главой ламаистского духовенства.

ƒамба јюшеев (XXIV ѕандито ’амбо лама): "Ёто неверо€тные вещи. “акое ощущение, что всЄ и вс€ были подчинены выполнению миссии, возложенной на »тигэлова".

“огда резиденци€ главы буддистов в –оссии находилась в “амчинском дацане. «десь был экономический, политический и религиозный центр. ќдновременно в “амче читали молитвы до 2-х тыс€ч лам и хувараков. ѕо ступенькам главного дугана “амчинского дацана вступали в свою должность на прот€жении почти полутора столетий 14 ’амбо лам. —оветское врем€ пережили лишь два из 21-го дугана.

ƒамба јюшеев (XXIV ѕандито ’амбо лама): " огда подходил к концу земной путь первого ѕандито ’амбо ламы ƒамба ƒоржо «а€ева - основател€ буддизма в –оссии, бур€тские ламы попросили его в следующих перерождени€х вернутьс€ к ним вновь. ќн пообещал, и ламы ждали этого момента. ѕосле вступлени€ в должность ѕандито ’амбо лама ƒаши ƒоржо »тигэлов указал место, где были спр€таны личные вещи ѕандито ’амбо ламы «а€ева. ƒл€ всех это стало неоспоримым доказательством того, что новый ѕандито ’амбо лама €вл€етс€ перерожденцем первого".

Ќаход€сь на посту ѕандито ’амбо ламы, ƒаши ƒоржо »тигэлов прилагал большие усили€ дл€ просветительской де€тельности, особенно в деле издани€ религиозной и светской литературы дл€ мир€н.

«а свою работу неоднократно награждалс€ медал€ми от российского правительства и губернатора ¬осточной —ибири.

¬ 1913 году ѕандито ’амбо лама участвовал по специальному приглашению в праздновании 300-лети€ ƒома –омановых и в освещении буддийского храма в столице –оссийской империи г. —анкт-ѕетербурге.

»звестно также, что ѕандито ’амбо лама »тигэлов принимал участие в работе II общебур€тского съезда, проходившего в √усиноозерском дацане в июле 1917 года. ѕо предложению »тигэлова съезд рассматривал новое ѕоложение о ламаистском духовенстве ¬осточной —ибири.

√оды жизни ’амбо ламы »тигэлова совпадают с периодом необычайного развити€ буддизма в «абайкалье.  аждый дес€тый мужчина здесь бал ламой. ∆ители «абайкаль€ часто становились свидетел€ми про€влений сверхъестественных сил бур€тских йогинов. —уществует множество легенд и преданий, как ламы верхом или на лошадиных повозках пересекали гладь озера или реки, словно по мощеной дороге.

ƒабаев јмгалан ƒабаевич (старейшина села √ильбира): "Ѕыл такой лама. ќн мог передвигатьс€ по воде как по дороге. Ќа —еленге его как-то не пустили на паром - народу было много - так он двинулс€ по воде, чем очень удивил людей".

Ќемало подобных историй существует и о ѕандито ’амбо ламе »тигэлове. ¬ историю буддизма он вошел как практик высочайшего уровн€. ќн сделал всесторонний и качественный анализ пустотности и достиг пр€мого постижени€ пустоты - великой реальности всех €влений. ѕо просьбе лам им написано более 50 книг по буддийской философии. Ѕольшинство трудов »тигэлов писал под секретным именем, их авторство продолжают устанавливать и в наши дни. ќдна из находок - книга о 12-ти его перерождени€х: п€ти в »ндии, п€ти в “ибете и двух в Ѕур€тии. –ечь идет об истории нескольких тыс€челетий.

ƒамба јюшеев (XXIV ѕандито ’амбо лама): "≈сли бы в этой книге была бы допущена хоть одна неточность, ему никогда бы не удалось добитьс€ вечного тела".

ѕеред уходом ѕандито ’амбо лама »тигэлов написал послание потомкам. ќно было обнаружено в конце 90-х гг. ≈го расшифровка продолжаетс€. ƒаже количество слов в каждой его части имеет свое значение. ¬ послании он предсказал событи€ будущего: репрессии 30-х гг. и свое возвращение в вечном теле.

Ѕалдан лама (Ўирээтэ  ыренского дацана): "¬ нем указываетс€ мес€ц и год возвращени€: 10 сент€бр€ 2002 года. ¬ послании говоритс€ и о его пребывании в одном из его перерождений в свите Ѕудды Ўакъ€муни. ” буддийского божества может быть три состо€ни€ тела: в одном из них его могут видеть простые смертные. »тигэлов достиг состо€ни€ божества из сострадани€ к люд€м, оставил свое изображение в теле буддийского ламы".

15 июн€ 1927 года »тигэлов, которому было 75 лет, обратилс€ к монахам с просьбой почитать ему молитву благопожелани€ уход€щим. ≈ю буддисты провожают усопших, чтобы душа, покидающа€ тело, нашла свое кармическое предназначение. Ћамы никак не могли решитьс€ на эту молитву при живом человеке; тогда »тигэлов начал ее сам. ћонахи вынуждены были поддержать его. ѕеред тем, как уйти окончательно он отдал четкие распор€жени€ как его похоронить и когда навещать. ”ходил он в знаковый момент - не прошло и года, как воинствующие атеисты уничтожили в –оссии все буддийские храмы, св€тыни и духовенство.

 

 

я¬Ћ≈Ќ»≈ ѕјЌƒ»“ќ ’јћЅќ Ћјћџ XII ƒјЎ» ƒќ–∆ќ »“»√ЁЋќ¬ј ¬ Ќ≈“Ћ≈ЌЌќћ “≈Ћ≈.

¬ сент€бре 2002 года через 75 лет после смерти ѕандито ’амбо лама XII ƒаша ƒоржо »тигэлов предстал перед людьми в том же виде, что и в день своего ухода в мир иной. ќбсто€тельства его жизни, смерти и существовани€ после смерти стали непостижимой тайной дл€ людей третьего тыс€челети€.

ƒамба јюшеев (XXIV ѕандито ’амбо лама): "¬ерующих в буддизм это укрепило в вере, сомневающихс€ избавило от сомнений, атеистов заставило задуматьс€".

ѕохоронен он был в местности ’ухе «уркен неподалеку от ”лан-”дэ в 1927 году. »з погребального пристанища его извлекли согласно завещанию. ”частники эксгумации стали свидетел€ми неверо€тного: тело ’амбо ламы »тигэлова полностью сохранилось и находилось в позе медитации. ќно было опознано единственным свидетелем Ѕимбой ƒоржиевичем ÷ибиковым.

 ’амбо лама »тигэлов в стекл€нном саркофаге

÷ибиков Ѕимба ƒорджиевич (кандидат исторических наук): " огда ƒаши ƒоржо »тигэлов в 1917 году сложил с себ€ полномочи€ ’амбо ламы, он вернулс€ в янгажинский дацан. я часто там бывал и видел его.  огда его тело решили подн€ть из захоронени€, мен€ пригласили на опознание. я думал - там останки, а он был как живой. я сразу узнал его. ќн совсем не изменилс€. ћен€ это поразило".

ќчевидно, что в далеком 27-ом году ƒаша ƒоржо »тигэлов был совершенно уверен, что его тело не подвергнетс€ вли€нию времени и тлена. ќб этом говор€т обсто€тельства ухода буддийского ламы и возвращени€ его тела.

¬иктор «в€гин (заведующий отделением идентификации личности, –оссийский ÷ентр судебно-медицинской экспертизы, ћосква.): "—осто€ние его тканей таково, что оно вполне соответствует прижизненной характеристики. Ќам не известны случаи такой сохранности, которую имеет тело »тигэлова. Ёто нека€ научна€ загадка".

“акой сенсационный вывод был сделан специалистами в 2004 году после исследовани€ костей, волос и кожи »тигэлова методом спектроскопии. „еловечество столкнулось с невиданным €влением. —овременна€ наука объ€снить его не в состо€нии. ќднако совершенно очевидно, что буддисты Ѕур€тии и всего мира обрели св€тыню. ¬ мировой практике известно немало случаев причислени€ к лику св€тых выдающихс€ людей. »ногда основанием дл€ этого служили их чудесным образом мумифицированные тела или благоухающие мощи. ƒаже в р€ду этих феноменальных фактов вечное тело монаха ƒаши ƒоржо »тигэлова со всеми органами и ткан€ми - пример уникальный и единственный.

»з акта наружного осмотра тела судебно-медицинской экспертизы от 11 сент€бр€ 2002 года: "ћ€гкие ткани туго эластичной консистенции, подвижность в суставах сохранена. ¬олос€ной покров на голове, ногтевые пластинки сохранены. ѕоза при извлечении из короба сохран€етс€ без каких-либо поддерживающих приспособлений. —ледов, свидетельствующих о ранее произведенном вскрытии полостей тела с целью возможной бальзамации или консервации, а также каких-либо повреждений, следов ранее перенесенных травм, оперативных вмешательств, заболеваний на теле не обнаружено".

¬ местности ’ухе «уркен, где 75 лет покоилось тело ѕандито ’амбо ламы ƒаши ƒоржо »тигэлова, хоронили лам из янгажинского дацана. ƒаша ƒоржо »тигэлов был Ўирээтэ этого дацана. ѕри нем здесь были построены св€щенные постройки в честь воинов погибших во врем€ русско-€понской войны. Ѕуддийский монах пожертвовал на это строительство все свое состо€ние. ћестные жители относились к нему как к богу. 300 янгажинских казаков получили от него благословение, когда уходили на ѕервую ћировую войну, и все как один вернулись обратно. ¬ благодарность они слагали песни о ’амбо ламе »тигэлове.

¬ 1954 году в середине советской эпохи янгажинский дацан был взорван. ¬с€ степь по рассказам очевидцев была белой от его обломков и страниц разлетевшихс€ ламских книг. —егодн€ здесь гора камней и след от ограды. ¬ пам€ть о дацане и его ламах верующие воздвигли —убурган.

Ѕуда лама (Ўирээтэ ƒуйнхор  дацана ’амбын ’урэ): "»менно там, в янгажинском дацане »тигэлов ушел в последнюю медитацию. “ело его принесли по завещанию в это место. ¬ этом же завещании он попросил провер€ть его тело, что и делали впоследствии ламы »волгинского дацана, держа это в тайне. “ело его и тогда и сейчас остаетс€ неизменным".

Ћамы осматривали тело ’амбо ламы »тигэлова в 1955 и 1973 годах. ѕосле проведени€ необходимых обр€дов его переодевали и вновь помещали в короб. –ешение о последнем подн€тии было прин€то в сент€бре 2002 года.

Ѕимбо лама (”нзал лама »волгинского дацана): "я всегда говорил земл€кам, что нужно подн€ть тело хот€ бы дл€ того, чтобы удостоверитьс€ в целостности короба, если надо, что-то подправить. я был уверен, что с телом все нормально, тем более что в этом были уверены все ламы высокого сана. «а этими разговорами наступил 2002 год. “ак должно было случитьс€, не от нас, живущих на земле, это зависит".

¬ тот сент€брьский день хоронили мать одного из лам. ѕроводить ее в последний путь на ’ухе «уркен пришли все ламы. ѕосле похорон они пошли к месту захоронени€ ƒаши ƒоржо »тигэлова. »х сопровождал старожил этого кра€ јмгалан ƒабаев. ќн единственный точно знал, где находитс€ могила ѕандито ’амбо ламы »тигэлова.

Ѕуда лама (Ўирээтэ ƒуйихор дацана ’амбын ’урэ): "¬ этом месте одна группа лам пошла чуть правее, а ’амбо лама ƒамба јюшеев повел нас сюда. ѕодошел дедушка јмгалан. ¬ед€ за собой остальных, он сказал, что »тигэлов именно здесь похоронен. —просил у ’амбо ламы, откуда он знает о месте захоронени€. «десь был желоб дл€ отвода вод с гор.  огда дедушка јмгалан еще раз подтвердил место захоронени€, хамбо лама улыбнулс€ и сказал, что не случайно пришел именно сюда. ќн прилег на землю, огл€дел место и растени€ вокруг. Ќазавтра во главе со старейшим ламой мы приехали сюда. „ита€ молитвы, приступили к работам по подн€тию тела, но завершить их в этот день не успели. ћы думали, место захоронени€ величиной со сруб, а когда достигли цели, оказалось, что это небольшой короб, где может покоитьс€ человек лишь в позе лотоса.  рышку короба увидели, когда на улице стемнело. ћы положили камни обратно и поехали доложить ’амбо ламе о ходе работ".

ѕо дороге в »волгинский дацан ламы заезжали попить воды в ”та-булак. ¬ этой местности располагаетс€ 12 целебных источников. ¬ода из них помогает излечитьс€ от самых разных болезней. ѕандито ’амбо лама ƒаши ƒоржо »тигэлов был выдающимс€ практикующим врачом. ќн создал фундаментальный труд по “ибетской фармакологии. “равы дл€ своих лекарств он часто собирал именно здесь, в ”та-булак.

Ѕуда лама (Ўирээтэ ƒуйихор дугана дацана ’амбын ’урэ): "“огда мы обнаружили вот это чудо: одновременно в одном месте растут шиповник, смородина и черемуха. Ќас сразу посетила мысль, что это открытие совпало как раз с такой серьезной миссией; это выгл€дело как знак. ¬едь именно черемуха растет вблизи воды, так же как и шиповник. ј так, чтобы в одном месте все это произрастало, € не слышал".

¬озвращению тела ’амбо ламы предшествовал не один удивительный факт. ¬ тот год местные жители заметили, что вокруг —убургана, где молилс€ когда-то »тигэлов, несмотр€ на засуху, расцвел шалфей так красиво и ровно, словно невидимый садовник высадил его здесь и бережно ухаживал за ним.

Ѕуда лама (Ўирээтэ ƒуйихор дугана дацана ’амбын ’урэ): "’амбо лама дал распор€жение ночь провести возле могилы »тигэлова. ћы читали молитвы и зажигали благовони€. ”тром приехал судмедэксперт. ¬ сопровождении ’амбо ламы приехали  имчен ламы. ћы всЄ подготовили, с Ѕимбо ламой спустились вниз. я открыл крышку - там был хадак. я позвал ’амбо ламу ƒамба јюшеева. Ёксперт доложил, что все нормально. Ќа прот€жении всего процесса мы читали молитвы. ѕотом водрузили короб с телом на машину и, чита€ молитвы, повезли в дацан. ’амбо лама ƒамба јюшеев сказал, что место это св€тое, поскольку хранило »тигэлова 75 лет. “еперь здесь надо поставить —убурган".

 

   

 

–Ш–љ—В–µ—А–µ—Б–љ–Њ–µ: –Ї–ї–∞–і–±–Є—Й–µ –Я–µ—А-–Ы–∞—И–µ–Ј –љ–µ–і–Њ—А–Њ–≥–Њ