Главная страница


История дацана


Дацан сегодня


Памятные места

Буддийская традиционная Сангха России
Тамчинский дацан "Даши Гандан Даржалинг"


Основы буддизма


Хуралы (молебны)


Фотоальбом


О проекте

Тамчинский дацан: история

История дацана

Центр буддизма в России

Дацан: 20 век

Архитектура дацана

Новейшая история

Хамбо лама XII Даши Доржо Итигелов


Тамчинский дацан-резиденция Пандидо-хамбо лам XIIПандидо-хамбо лама Даша Доржо Итигэлов.


Тамчинский дацан. В ожидании праздника Цам. Музей истории Бурятии им. М.Н. Хангалова.


Праздник в дацане.


Хамбо Лама Д-Д. Итигэлов в Тамчинском дацане.


Музыканты оркестра Гусиноозерского дацана во время хурала ЦАМ.Фото П.П.Хороших. 1928 г.ОПП ИМБТ С.


Мистерия ЦАМ. Танец второстепенных персонажей. Гусиноозерский дацан.Фото П.П.Хороших. 1927 г.ОПП .


Маски. Мистерия Цам.


Маски мистерии Цам. Гусиноозерский дацан. Музей истории Бурятии им. М.Н. Хангалова.


Маска для праздника Цам. Белый старец. Музей истории Бурятии им. М.Н. Хангалова.


Мистерия Цам в гусиноозерском дацане .Фото Зонненбурга.1912 г.


Kруговращение Майтрейи. Драгоценная лошадь.

Центр буддизма в России

  Тамчинский дацан - это  драгоценное наследие бурятского народа, которое  служит делу возрождения и развития бурятской культуры. Бурятский храм, как и в целом, бурятский буддизм уже в самой начальной стадии своего развития имел для российской восточной политики первостепенное значение. Со времени разрушения дацанов в  30-е годы многие памятники истории и культуры утрачены полностью, а сохранение Тамчинского дацана -это свидетельство бурятской истории и культуры.

Название дацана в разных источниках также пишется по-разному: Гусиноозерский, Хулэн-Нурский, Тамчинский. Если с первым названием все ясно, то Хулэн-Нурский происходит также от бурятского названия озера (Хул-Нор, Хулэн-Нур) бытовавшего среди старшего поколения до 50-60–х годов ХХ века.

Интересно происхождение названия Тамчинский дацан. Это название происходит от старого названия бурятского села, существовавшего на месте нынешнего поселка станции Гусиное Озеро. Этимология слова Тамча означает « место, где проживает высокий буддийский чин. Титул». С 1809 по 1938 годы здесь находилась резиденция официального главы буддийского духовенства России Бандидо хамбо ламы.

Есть еще название Хамбын дацан, Хамбын хурөэ (Хамбинский дацан, Хамбинская резиденция) и тибетское название Гэндэн Даржалинг. Этот дацан вплоть до 30-х годов ХХ века оставался центром российского буддизма и пережил славную историю. Он был центром притяжения не только для буддистов, но и для просвещенных людей всей России, а также зарубежных стран. В разных источниках содержатся разные даты основания Тамчинского дацана: 1741 упоминается в Хоринской летописи В.Юмсунова, как год появления на берегу Гусиного озера кошмового дацана. А в Селенгинской летописи Д-Ж.Ломбоцыренова называется уже 1750е годы. Как бы то ни было, 1741 год вполне приемлем как дата основания, тем более, что он совпадает с Указом Елизаветы.

Тамчинский дацан являлся центром буддизма в России с 1809-1938 г.г. Был резиденцией официального главы духовенства ПандидоХамбо-ламы, потому его иногда называют Хамбинским дацаном. За время существования дацана его деревянные сооружения неоднократно заменялись и перестраивались. Монастырский комплекс разрастался, пополнялся новыми строениями. Первый деревянный храм у Гусиного озера появился в 1760 году—первое стационарное здание бурятского архитектурного зодчества. До этого были войлочные кумирни. И уже в 1772 году, когда монастырь посетил академик П.Паллас, по его описанию, комплекс состоял из главного двухэтажного храма и 4-х малых. Монастырский комплекс дацана, расположенный в Тамчинской долине на юго-западном берегу Гусиного озера, включал (по данным 1889 года) 17 больших и малых храмов, помимо главного храма Цокчин, что означает «дом всеобщего собрания». Это был поселок с храмовым комплексом, жилищами лам, хозяйственными постройками. Ядром являлся прямоугольник двора главного храма Цокчин, который представлял собой яркий образец бурятского зодчества II половины XIX века, не уступавший по роскоши храмам Тибета.

Подробное описание буддийского монастыря составляли Птицын В.В., Разумов Н, Сосновский Н., Ядринцев Н.М., Попов Н.И. и другие исследователи, которые почитали своим долгом обязательно посетить Тамчинский дацан, полагая, что «быть за Байкалом и не видеть ламаистов с их обстановкой считали бы упущением. Вот описания данные Осокиным, Лабе: «Главным дацаном всего Забайкалья считается Гусиноозерский(Тамчинский), который находится в Селенгинском округе вблизи города Селенгинска, на священном для ламаистов Гусином озере…», «На берегу Гусиного озера, которое называют озером священников, находится обитель Бандидо-Хамбо- ламы. Это главный ламаистский монастырь буддизма Сибири.»

Н.М. Ядринцев побывав в Забайкалье и в гостях у ламайского епископа отмечает: «Глубокое впечатление на присутствующих производит великолепие ламской мистерии с картежом со слоном, со множеством музыкантов и причудливых масок изображающих богов в фантастических костюмах».

Божество хранитель Тамчинского дацана -Лхамо.

К началу ХХ века, в пору своего расцвета, Тамчинский дацан был большим поселком с правильной сеткой улиц. На протяжении многих лет он являлся центром искусств, ремесел, книгопечатания и медицины. Один из самых знаменитых Хамбо лам Тамчинского дацана Дампил Гомбоев в одном из своих отчетов, писал, что в дацане издавалось 97 наименований книг на монгольском и тибетском языках. Сам Гомбоев, занимавший высокий пост с 1878 по 1896 год, отличался не только высокими нравственными и интеллектуальными качествами, но был и ревнителем просвещения, одаренным и высокообразованным человеком. Особое уважение он снискал тем, что подарил Восточно-Сибирскому отделению Российского Географического общества коллекцию буддийского искусства.

Яркий след в истории Тамчинского дацана оставил Даша-Доржо Итигэлов, о котором сложено немало легенд. Весной 1911 года в Резиденции Хамбо ламы (Тамчинский дацан) его выдвинули в числе десяти кандидатов на пост Пандидо Хамбо ламы главы буддистов Восточной Сибири, в его ведомстве было 34 дацана. Находясь на посту Хамбо ламы Д.Д. Итигэлов прилагал большие усилия не только для лечебной деятельности среди верующих и мирян, но и для просветительской деятельности, особенно в деле издания религиозной светской литературы. Он был инициатором постройки новых Чойри и Деважин дацанов. Уйдя с поста Бандидо Хамбо ламы в 1917 году Итигэлов приложил немало усилий для сохранения и предотвращения погромов дацанов в переломные годы истории нашей страны.15 июня 1927 года Хамба Итигэлов в состоянии медитации ушел из этой жизни. В позе лотоса, в которой Хамбо лама находился во время медитации, тело поместили в саркофаг и захоронили.

11 сентября 2002 года в Иволгинском дацане состоялось вскрытие саркофага. Спустя 75 лет после захоронения тело великого ламы осталось нетленным

В дацане существовала единственная разрешенная царским правительством школа для хувараков. Тамчинский дацан был одним из центров изучения религии и буддийской философии. Кроме того, в дацане действовала своя живописная школа. Занимались здесь и изготовлением глиняных бурханов.

Была в дацане и столярная мастерская. Все работы выполнялись вручную. Изготавливались деревянные детали и украшения дацанских построек, мебель, божницы, фигуры тигров, львов, мифического животного «луу», слонов.

Тамчинский дацан предстал во всем великолепии перед всем миром в кинофильме В.Пудовкина «Потомок Чингисхана». Именно здесь велись натуральные съемки, именно этот архитектурный ансамбль стал фоном церемониального буддийского танца мистерии Цам. Дацан действовал до 1938 года, пока его не закрыли, лам не разогнали. Служителей было более тысячи. После закрытия Тамчинского дацана, сохранившиеся здания храмов использовались под разные назначения.

В первоначальном виде до наших дней сохранился дуган Чойри. Он был основан в 1861 году, и 26 ноября 1990 года после всех испытаний временем состоялось его открытие для народа.

В начале 70-х годов XX века оставшийся храмовый комплекс лишился двух дуганов Аюши и Деважин. Храм Деважин был перевезен в Музей деревянного зодчества Бурятии в Верхнюю Березовку, где и находится в настоящее время.

Дуган Аюши входил в состав девяти аймачных храмов. По просьбе жителей района была проведена реставрация дугана Аюши на новом месте на территории дацана. В ноябре 1996 года состоялось освящение нового здания храма. Дуган Аюши посвящен божеству Аюши дарующему долголетие. Сегодня трудно представить соответствие нового дугана внешнему виду, архитектуре и размерам прежнего, но, главное состоялось еще одно возвращение из утерянных сокровищ храмового комплекса Тамчинского дацана. В ноябре 1990 года в сохранившемся дугане Чойра состоялось освящение вновь открывшегося Тамчинского дацана, а 17 июля 1991 года прибывший на 250-летие признания буддизма Российским государством Его Святейшество Далай-лама XIV посетил Тамчинский дацан и в присутствии многих тысяч верующих совершил молебен.

Достопримечательностью Тамчинского дацана является уникальный памятник археологии I тысячелетия до н.э. Оленный камень «Алтан Сэргэ» - Золотая коновязь. Возраст этого камня по определению специалистов составляет свыше 3300 лет. Этот камень неотъемлемая часть ритуального праздника ЦАМ, проводившегося в прошлом. Оленный камень обнаружен в сентябре 1989 года на территории дацана рядом со зданием Чойри в фундаменте разобранного дома. Камень был расколот на 12 кусков. После реставрации специалистами Эрмитажа он восстановлен на предположительно прежнем месте, около главного храма Цогчен. На четырехгранном каменном столбе, утолщенном в верхней части, изображены олени застывшие в полесье. Головы оленей украшают 5,6 - витковые рога, расположенные вдоль хребта. В верхнем углу над головой оленя выбит диск. Сегодня по прошествии 200 лет, перед нами предстает три дугана за монастырской оградой, главным их которых являлся Цогчен.

История Тамчинского дацана намного острее и драматичнее других, потому, что он был центром сосредоточия своего времени, по своему положению и значению. И эта история продолжается, ведутся реставрационные работы на Цокчин дугане, в единственном сохранившемся в республике соборном буддийском храме являющимся памятником архитектуры федерального значения.

 

   Назад             Читать дальше

  tamcha@yandex.ru