Selenga

 
 
  Tourist



Тамчинский дацан-резиденция Пандидо-хамбо лам XIIПандидо-хамбо лама Даша Доржо Итигэлов.



Тамчинский дацан. В ожидании праздника Цам. Музей истории Бурятии им. М.Н. Хангалова.



Праздник в дацане.



Мистерия ЦАМ. Танец второстепенных персонажей. Гусиноозерский дацан.Фото П.П.Хороших. 1927 г.ОПП .



Маски. Мистерия Цам.



Маски мистерии Цам. Гусиноозерский дацан. Музей истории Бурятии им. М.Н. Хангалова.



Мистерия Цам в Гусиноозерском дацане .Фото Зонненбурга.1912 г.



Очень редкий кадр
. Обряд очищения: дух добра (огонь в виде существа с рогами) изгоняет силы зла (огонь в виде дракона)



ИСТОРИЯ ЗЕМНОЙ ЖИЗНИ ПАНДИТО ХАМБО ЛАМЫ XII ДАШИ ДОРЖО ИТИГЭЛОВА

Своим уходом и возвращением Пандито Хамбо лама XII (в миру Даши Доржо Итигэлов) поставил перед человечеством много неразрешимых вопросов. Не меньшим количеством тайн окружен и жизненный путь этого неординарного человека. Родился он в 1852 году. Был сиротой - случай уникальный, поскольку у бурят сирот не было, все дети, оставшиеся без родителей воспитывались родственниками.

Есть основания предполагать, что он появился на свет в возрасте пяти лет. Никто и никогда не знал, кто была его мать. Мальчик пас скот, грел ноги в коровьих лепешках и говорил, что будет Хамбо ламой. Хозяйка смеялась над ним: не тебе, голодранцу, мечтать об этом. В ответ мальчик приехал верхом на быке, держа в руке кол с человеческим черепом. В ужасе хозяйка бросилась к ламам. Странную выходку те объяснили особым предназначением мальчика - в будущем он должен стать ламой.

В 15-летнем возрасте Даши Доржо Итигэлов попал в Аннинский дацан Хоринской степной Думы. Ширээтэ этого дацана создал все условия для его обучения, назначил содержание 5 рублей в месяц и обязал жителей окрестных сел вносить плату за освобождение его от воинской повинности. 23 года обучался Даши Дорджо Итигилов в стенах Аннинского дацана, изучая санскрит, тибетский язык, логику, философию. Свои знания буддийских наук Даша Доржо Итигэлов совершенствовал в Цугольском и Агинском дацанах, а также служил в Тамчинском дацане - резиденции Хамбо ламы. Скорее всего, в одном из них он защитил звание габжи ламы. Вернувшись в Янгажинский дацан в местности Оронгой, он стал штатным буддийским философом, занять это место было очень трудно и одновременно почетно, потому что штатные ламы состояли фактически на государственном обеспечении. В 1904 году Итигэлов назначается Ширээтэ ламой Янгажинского дацана. 24 марта 1911 года его выдвинули в числе десяти кандидатов на пост Пандито Хамбо ламы - главы буддистов Восточной Сибири. Грамотой от 11 апреля 1911 года Иркутского губернатора его утвердили в звании Верховного главы всех буддийских дацанов. Примечательно, что незадолго до этого губернатор подписал прошение об уходе его с поста Ширээтэ Ангажинского дацана. Участвовать в выборах на пост Хамбо ламы можно было только в этом сане. В то же самое время неожиданно для всех действующий Хамбо лама, находясь в полном здравии, вдруг отказался от своего поста. Губернатор вновь назначает Итигэлова Ширээтэ. Тот принимает участие в выборах и становится 12-м главой ламаистского духовенства.

Дамба Аюшеев (XXIV Пандито Хамбо лама): "Это невероятные вещи. Такое ощущение, что всё и вся были подчинены выполнению миссии, возложенной на Итигэлова".

Тогда резиденция главы буддистов в России находилась в Тамчинском дацане. Здесь был экономический, политический и религиозный центр. Одновременно в Тамче читали молитвы до 2-х тысяч лам и хувараков. По ступенькам главного дугана Тамчинского дацана вступали в свою должность на протяжении почти полутора столетий 14 Хамбо лам. Советское время пережили лишь два из 21-го дугана.

Дамба Аюшеев (XXIV Пандито Хамбо лама): "Когда подходил к концу земной путь первого Пандито Хамбо ламы Дамба Доржо Заяева - основателя буддизма в России, бурятские ламы попросили его в следующих перерождениях вернуться к ним вновь. Он пообещал, и ламы ждали этого момента. После вступления в должность Пандито Хамбо лама Даши Доржо Итигэлов указал место, где были спрятаны личные вещи Пандито Хамбо ламы Заяева. Для всех это стало неоспоримым доказательством того, что новый Пандито Хамбо лама является перерожденцем первого".

Находясь на посту Пандито Хамбо ламы, Даши Доржо Итигэлов прилагал большие усилия для просветительской деятельности, особенно в деле издания религиозной и светской литературы для мирян.

За свою работу неоднократно награждался медалями от российского правительства и губернатора Восточной Сибири.

В 1913 году Пандито Хамбо лама участвовал по специальному приглашению в праздновании 300-летия Дома Романовых и в освещении буддийского храма в столице Российской империи г. Санкт-Петербурге.

Известно также, что Пандито Хамбо лама Итигэлов принимал участие в работе II общебурятского съезда, проходившего в Гусиноозерском дацане в июле 1917 года. По предложению Итигэлова съезд рассматривал новое Положение о ламаистском духовенстве Восточной Сибири.

Годы жизни Хамбо ламы Итигэлова совпадают с периодом необычайного развития буддизма в Забайкалье. Каждый десятый мужчина здесь бал ламой. Жители Забайкалья часто становились свидетелями проявлений сверхъестественных сил бурятских йогинов. Существует множество легенд и преданий, как ламы верхом или на лошадиных повозках пересекали гладь озера или реки, словно по мощеной дороге.

Дабаев Амгалан Дабаевич (старейшина села Гильбира): "Был такой лама. Он мог передвигаться по воде как по дороге. На Селенге его как-то не пустили на паром - народу было много - так он двинулся по воде, чем очень удивил людей".

Немало подобных историй существует и о Пандито Хамбо ламе Итигэлове. В историю буддизма он вошел как практик высочайшего уровня. Он сделал всесторонний и качественный анализ пустотности и достиг прямого постижения пустоты - великой реальности всех явлений. По просьбе лам им написано более 50 книг по буддийской философии. Большинство трудов Итигэлов писал под секретным именем, их авторство продолжают устанавливать и в наши дни. Одна из находок - книга о 12-ти его перерождениях: пяти в Индии, пяти в Тибете и двух в Бурятии. Речь идет об истории нескольких тысячелетий.

Дамба Аюшеев (XXIV Пандито Хамбо лама): "Если бы в этой книге была бы допущена хоть одна неточность, ему никогда бы не удалось добиться вечного тела".

Перед уходом Пандито Хамбо лама Итигэлов написал послание потомкам. Оно было обнаружено в конце 90-х гг. Его расшифровка продолжается. Даже количество слов в каждой его части имеет свое значение. В послании он предсказал события будущего: репрессии 30-х гг. и свое возвращение в вечном теле.

Балдан лама (Ширээтэ Кыренского дацана): "В нем указывается месяц и год возвращения: 10 сентября 2002 года. В послании говорится и о его пребывании в одном из его перерождений в свите Будды Шакъямуни. У буддийского божества может быть три состояния тела: в одном из них его могут видеть простые смертные. Итигэлов достиг состояния божества из сострадания к людям, оставил свое изображение в теле буддийского ламы".

15 июня 1927 года Итигэлов, которому было 75 лет, обратился к монахам с просьбой почитать ему молитву благопожелания уходящим. Ею буддисты провожают усопших, чтобы душа, покидающая тело, нашла свое кармическое предназначение. Ламы никак не могли решиться на эту молитву при живом человеке; тогда Итигэлов начал ее сам. Монахи вынуждены были поддержать его. Перед тем, как уйти окончательно он отдал четкие распоряжения как его похоронить и когда навещать. Уходил он в знаковый момент - не прошло и года, как воинствующие атеисты уничтожили в России все буддийские храмы, святыни и духовенство.

ЯВЛЕНИЕ ПАНДИТО ХАМБО ЛАМЫ XII ДАШИ ДОРЖО ИТИГЭЛОВА В НЕТЛЕННОМ ТЕЛЕ.

В сентябре 2002 года через 75 лет после смерти Пандито Хамбо лама XII Даша Доржо Итигэлов предстал перед людьми в том же виде, что и в день своего ухода в мир иной. Обстоятельства его жизни, смерти и существования после смерти стали непостижимой тайной для людей третьего тысячелетия.

Дамба Аюшеев (XXIV Пандито Хамбо лама): "Верующих в буддизм это укрепило в вере, сомневающихся избавило от сомнений, атеистов заставило задуматься".

Похоронен он был в местности Хухе Зуркен неподалеку от Улан-Удэ в 1927 году. Из погребального пристанища его извлекли согласно завещанию. Участники эксгумации стали свидетелями невероятного: тело Хамбо ламы Итигэлова полностью сохранилось и находилось в позе медитации. Оно было опознано единственным свидетелем Бимбой Доржиевичем Цибиковым.

 Хамбо лама Итигэлов в стеклянном саркофаге

Цибиков Бимба Дорджиевич (кандидат исторических наук): "Когда Даши Доржо Итигэлов в 1917 году сложил с себя полномочия Хамбо ламы, он вернулся в Янгажинский дацан. Я часто там бывал и видел его. Когда его тело решили поднять из захоронения, меня пригласили на опознание. Я думал - там останки, а он был как живой. Я сразу узнал его. Он совсем не изменился. Меня это поразило".

Очевидно, что в далеком 27-ом году Даша Доржо Итигэлов был совершенно уверен, что его тело не подвергнется влиянию времени и тлена. Об этом говорят обстоятельства ухода буддийского ламы и возвращения его тела.

Виктор Звягин (заведующий отделением идентификации личности, Российский Центр судебно-медицинской экспертизы, Москва.): "Состояние его тканей таково, что оно вполне соответствует прижизненной характеристики. Нам не известны случаи такой сохранности, которую имеет тело Итигэлова. Это некая научная загадка".

Такой сенсационный вывод был сделан специалистами в 2004 году после исследования костей, волос и кожи Итигэлова методом спектроскопии. Человечество столкнулось с невиданным явлением. Современная наука объяснить его не в состоянии. Однако совершенно очевидно, что буддисты Бурятии и всего мира обрели святыню. В мировой практике известно немало случаев причисления к лику святых выдающихся людей. Иногда основанием для этого служили их чудесным образом мумифицированные тела или благоухающие мощи. Даже в ряду этих феноменальных фактов вечное тело монаха Даши Доржо Итигэлова со всеми органами и тканями - пример уникальный и единственный.

Из акта наружного осмотра тела судебно-медицинской экспертизы от 11 сентября 2002 года: "Мягкие ткани туго эластичной консистенции, подвижность в суставах сохранена. Волосяной покров на голове, ногтевые пластинки сохранены. Поза при извлечении из короба сохраняется без каких-либо поддерживающих приспособлений. Следов, свидетельствующих о ранее произведенном вскрытии полостей тела с целью возможной бальзамации или консервации, а также каких-либо повреждений, следов ранее перенесенных травм, оперативных вмешательств, заболеваний на теле не обнаружено".

В местности Хухе Зуркен, где 75 лет покоилось тело Пандито Хамбо ламы Даши Доржо Итигэлова, хоронили лам из Янгажинского дацана. Даша Доржо Итигэлов был Ширээтэ этого дацана. При нем здесь были построены священные постройки в честь воинов погибших во время русско-японской войны. Буддийский монах пожертвовал на это строительство все свое состояние. Местные жители относились к нему как к богу. 300 Янгажинских казаков получили от него благословение, когда уходили на Первую Мировую войну, и все как один вернулись обратно. В благодарность они слагали песни о Хамбо ламе Итигэлове.

В 1954 году в середине советской эпохи Янгажинский дацан был взорван. Вся степь по рассказам очевидцев была белой от его обломков и страниц разлетевшихся ламских книг. Сегодня здесь гора камней и след от ограды. В память о дацане и его ламах верующие воздвигли Субурган.

Буда лама (Ширээтэ Дуйнхор  дацана Хамбын Хурэ): "Именно там, в Янгажинском дацане Итигэлов ушел в последнюю медитацию. Тело его принесли по завещанию в это место. В этом же завещании он попросил проверять его тело, что и делали впоследствии ламы Иволгинского дацана, держа это в тайне. Тело его и тогда и сейчас остается неизменным".

Ламы осматривали тело Хамбо ламы Итигэлова в 1955 и 1973 годах. После проведения необходимых обрядов его переодевали и вновь помещали в короб. Решение о последнем поднятии было принято в сентябре 2002 года.

Бимбо лама (Унзал лама Иволгинского дацана): "Я всегда говорил землякам, что нужно поднять тело хотя бы для того, чтобы удостовериться в целостности короба, если надо, что-то подправить. Я был уверен, что с телом все нормально, тем более что в этом были уверены все ламы высокого сана. За этими разговорами наступил 2002 год. Так должно было случиться, не от нас, живущих на земле, это зависит".

В тот сентябрьский день хоронили мать одного из лам. Проводить ее в последний путь на Хухе Зуркен пришли все ламы. После похорон они пошли к месту захоронения Даши Доржо Итигэлова. Их сопровождал старожил этого края Амгалан Дабаев. Он единственный точно знал, где находится могила Пандито Хамбо ламы Итигэлова.

Буда лама (Ширээтэ Дуйихор дацана Хамбын Хурэ): "В этом месте одна группа лам пошла чуть правее, а Хамбо лама Дамба Аюшеев повел нас сюда. Подошел дедушка Амгалан. Ведя за собой остальных, он сказал, что Итигэлов именно здесь похоронен. Спросил у Хамбо ламы, откуда он знает о месте захоронения. Здесь был желоб для отвода вод с гор. Когда дедушка Амгалан еще раз подтвердил место захоронения, хамбо лама улыбнулся и сказал, что не случайно пришел именно сюда. Он прилег на землю, оглядел место и растения вокруг. Назавтра во главе со старейшим ламой мы приехали сюда. Читая молитвы, приступили к работам по поднятию тела, но завершить их в этот день не успели. Мы думали, место захоронения величиной со сруб, а когда достигли цели, оказалось, что это небольшой короб, где может покоиться человек лишь в позе лотоса. Крышку короба увидели, когда на улице стемнело. Мы положили камни обратно и поехали доложить Хамбо ламе о ходе работ".

По дороге в Иволгинский дацан ламы заезжали попить воды в Ута-булак. В этой местности располагается 12 целебных источников. Вода из них помогает излечиться от самых разных болезней. Пандито Хамбо лама Даши Доржо Итигэлов был выдающимся практикующим врачом. Он создал фундаментальный труд по Тибетской фармакологии. Травы для своих лекарств он часто собирал именно здесь, в Ута-булак.

Буда лама (Ширээтэ Дуйихор дугана дацана Хамбын Хурэ): "Тогда мы обнаружили вот это чудо: одновременно в одном месте растут шиповник, смородина и черемуха. Нас сразу посетила мысль, что это открытие совпало как раз с такой серьезной миссией; это выглядело как знак. Ведь именно черемуха растет вблизи воды, так же как и шиповник. А так, чтобы в одном месте все это произрастало, я не слышал".

Возвращению тела Хамбо ламы предшествовал не один удивительный факт. В тот год местные жители заметили, что вокруг Субургана, где молился когда-то Итигэлов, несмотря на засуху, расцвел шалфей так красиво и ровно, словно невидимый садовник высадил его здесь и бережно ухаживал за ним.

Буда лама (Ширээтэ Дуйихор дугана дацана Хамбын Хурэ): "Хамбо лама дал распоряжение ночь провести возле могилы Итигэлова. Мы читали молитвы и зажигали благовония. Утром приехал судмедэксперт. В сопровождении Хамбо ламы приехали Кимчен ламы. Мы всё подготовили, с Бимбо ламой спустились вниз. Я открыл крышку - там был хадак. Я позвал Хамбо ламу Дамба Аюшеева. Эксперт доложил, что все нормально. На протяжении всего процесса мы читали молитвы. Потом водрузили короб с телом на машину и, читая молитвы, повезли в дацан. Хамбо лама Дамба Аюшеев сказал, что место это святое, поскольку хранило Итигэлова 75 лет. Теперь здесь надо поставить Субурган".

 

 

 
Copyring 2008г. "Selenga tourist". г.Гусиноозерск, Селенгинский район, республика Бурятия
 
Предложение месяца: Окна для ванной в мансарде - качественное остекление балконов лоджий цены на отделку мансард. наличие на складе