Selenga

 
 
  Tourist


Площадь Советов г.Улан-Удэ, в центре установлен такой вот своеобразный памятник истории-голова В.И.Ленина





Горный ручей



Свято-Троицкий Селенгинский мужской монастырь



На территориии Иволгинского дацана


Дети из детского лагеря отдыха на скалах


Стоянка Гэсэра



Тамчинский дацан



Иволгинский дацан


Очень редкий кадр
. Обряд очищения: дух добра (огонь в виде существа с рогами) изгоняет силы зла (огонь в виде дракона)


ЯВЛЕНИЕ ПАНДИТО ХАМБО ЛАМЫ XII ДАШИ ДОРЖО ИТИГЭЛОВА В НЕТЛЕННОМ ТЕЛЕ

Человечество столкнулось с невиданным явлением. Современная наука объяснить его не в состоянии. Однако совершенно очевидно, что буддисты Бурятии и всего мира обрели святыню. В мировой практике известно немало случаев причисления к лику святых выдающихся людей. Иногда основанием для этого служили их чудесным образом мумифицированные тела или благоухающие мощи. Даже в ряду этих феноменальных фактов вечное тело монаха Даши Доржо Итигэлова со всеми органами и тканями - пример уникальный и единственный.(подробно)


Республика Бурятия.

Общие сведения

В мае 1923 года была образована Бурят-Монгольская АССР. В 1990 году Верховный Совет Бурятии принял Декларацию о государственном суверенитете, а в 1991 году был принят закон о введении поста президента.
Высший законодательный орган республики Бурятия - Народный Хурал.
На государственном флаге Бурятии синий, белый и желтый цвета, символизирующие небо, чистоту и вечность. На гербе республики вверху традиционное соембо : луна, солнце, огонь; в центре - воды Байкала и горы, внизу - хадаг , символизирующий гостеприимство.
Столица Республики Бурятия - г. Улан-Удэ. Население - около 400 тыс. человек.
Площадь республики составляет 351,3 тыс. кв. км.
Население - 1059 тыс. человек, в том числе буряты - 249,5 тыс. человек (23%), русские - 726,2 тыс. человек (68%). Плотность населения на 1 км2 - 3 (при 8,7 - по России). Государственные языки - бурятский, русский.
В составе республики Бурятия - 21 район, 6 городов и 29 поселков городского типа, 614 населенных пунктов.
Республика находится в центральной части Азиатского материка и граничит с Иркутской и Читинской областями, Республикой Тува и Монголией. Площадь республики составляет 351,3 тыс. кв. км (что приблизительно равно территории Германии).

Природа Бурятии.

Республика Бурятия расположена на юге Сибири. Самая низкая точка озеро Байкал (456м), наиболее высокая вершина горы Мунку-Сардык (3491м) на западе республики на границе с Монголией. Древнее темя Азии - так называют эту землю.
Почти все реки Бурятии, а их здесь до 9 тысяч, несут свои воды в Байкал. Самые большие из них Селенга, Уда, Баргузин, Чикой, Хилок и Верхняя Ангара.
В Бурятии много больших и малых озер красивейших уголков природы. Самое глубокое и крупное из них - Байкал, хранилище пятой части мировых запасов отличной по качеству пресной воды, предмет духовного поклонения и особой заботы.
Огромная протяженность республики с севера на юг обусловила большое разнообразие природы и климатических зон от тундры на севере до степей на юге. Здесь можно видеть ландшафты, похожие на швейцарские Альпы, просторы Монголии или леса и равнины Европейской России. 4/5 территории республики покрыто лесом.
Климат резко континентальный. Средние температуры января -24, июля +17. Осадков около 300 мл в год. В республике преобладают ясные солнечные дни, их более трехсот в году: от 2700 часов солнца в год на крайнем юге до 1500 часов в северных районах, что по продолжительности сравнимо с Крымом, Кавказом и Средней Азией.
Богат и разнообразен животный и растительный мир Бурятии. Здесь немало редких и уникальных видов занесенных в красную книгу. Всемирно известны баргузинский соболь, байкальская нерпа и омуль. Обилие прибайкальской флоры неиссякаемая кладовая для традиционной восточной медицины.

Культура Бурятии.

Исторически Бурятия оказалась на стыке многих культур, которые тесно переплелись и взаимно обогатились. Именно это стало основой для своеобразной и самобытной культуры Бурятии.
Бурятская музыкальная культура имеет глубокие корни, берущие начало в народных напевах. Звуки национального бурятского инструмента хура слышали еще в X веке. Бурятия край народных умельцев, талантливых художников, чьим источником вдохновения служат традиции, наследие мастеров культовой иконописи, красочность окружающей природы. Богатая материальная культура прошлого Бурятии бережно сохраняется в музейных фондах: в музее истории, этнографии, природы и краеведения.
Наряду с общероссийскими праздниками Бурятия празднует и свои. Сагаалган Новый год по лунному календарю, отмечается в январе-феврале и длится в течение месяца. Сурхарбаан празднуется летом, он сопровождается спортивными состязаниями и народными гуляниями. Бурятия издревле находится на стыке многих религий. Здесь мирно сосуществуют шаманизм и буддизм, старообрядчество и православие.
Традиционные верования в форме шаманизма известны на берегах Байкала задолго до прихода буддизма и христианства. Ритуалы шаманизма сохранились до сих пор. В дальней дороге путник всегда отдает дань священным шаманским местам обо или бариса.
Буддизм в Бурятии существует в виде ламаизма. В Забайкалье он стал распространяться с XVII века, тесно переплетаясь с шаманизмом. Буддийские культовые комплексы дацаны, выделяются пышными архитектурными украшениями и многокрасочностью внутреннего убранства. Первые православные храмы появились на территории Бурятии во второй половине XVII века со строительством первых русских острогов. Во многих поселениях сохранились церкви и часовни, свидетельствующие о распространении христианства в Бурятии.
С людьми, исповедующими старообрядчество, связано много легенд и преданий. Они поселились в Бурятии с XVIII века после раскола русской православной церкви. Вместе со своей верой семейские принесли свою культуру и особый уклад жизни.
Народы, населяющие республику, являются носителями разнообразных культурных традиций, что служит причиной интереса к культуре и искусству республики.

Обычаи и традиции

От древних обычаев сохранилось уважительное отношение к огню своего очага. Очищение огнем считалось необходимым ритуалом, дабы гости не устроили или не принесли какого-либо зла. Из истории известен случай, когда монголы безжалостно казнили русских послов лишь за отказ пройти между двумя кострами перед ставкой хана. Очищение огнем широко используется и сегодня в сибирских шаманских практиках. Нельзя вонзать нож в огонь, а также каким бы то ни было образом касаться огня ножом или острым предметом или доставать ножом мясо из котла. Считается большим грехом брызгать молоком в огонь очага. Нельзя бросать в огонь очага мусор, тряпки. Запрещается давать огонь очага в другой дом или юрту.
Существуют определенные правила при посещении бурятских юрт. При входе в бурятскую юрту нельзя наступать на порог юрты, это считается невежливо. В старые времена гость, наступивший умышленно на порог, считался врагом, объявляющим о своих злых намерениях хозяину. Оружие и поклажу в знак своих добрых намерений надо обязательно оставить снаружи. Нельзя входить в юрту с какой-либо ношей. Считается, что человек, сделавший это, имеет дурные наклонности вора, грабителя. Северная половина юрты считается более почетной, тут принимают гостей. Нельзя садиться самовольно без приглашения на северной почетной стороне. Восточная половина юрты (как правило, справа от двери, вход юрты всегда обращен на юг) считается женской, левая - мужской. Это разделение сохраняется и сейчас.
Обычай гостеприимства: поднося гостю чай, хозяйка в знак уважения подает пиалу двумя руками. Гость должен принять ее также обеими руками - этим он показывает уважение дому. В Монголии и Бурятии существует обычай правой руки. Пиалу при церемонии приветствия передают только правой рукой. И естественно, принимать любое подношение нужно правой рукой или двумя руками. Чтобы подчеркнуть особое уважение, гостю в знак приветствия подают две руки, сложенные ладонями, как при буддийском поклоне, пожатие рук в этом случае делается также одновременно двумя руками. При посещении буддийских дацанов надо двигаться по часовой стрелке внутри храма и перед посещением обойти территорию храма по ходу солнца, вращая все молитвенные барабаны. Нельзя проходить в центр храма во время службы и фотографировать без разрешения. Внутри храма следует избегать подвижных и суетливых действий, громко разговаривать. Нельзя входить в храм в шортах. На тайлаганах или шаманских обрядах не следует стремиться прикасаться к шаманской одежде, бубну и тем более что-либо надевать из шаманских атрибутов на себя, чтобы сфотографироваться. Даже шаман редко наденет на себя вещь чужого шамана, а если и делает это, то только после соответствующего обряда очищения. Существует поверье, что некоторые предметы, особенно связанные с магией, несут в себе определенное количество силы. Категорически запрещается простому человеку ради развлечения произносить вслух шаманские молитвы (дурдалга).
Из числа главных традиций - священное почитание природы. Нельзя наносить вред природе. Ловить или убивать молодых птиц. Рубить молодые деревья у источников. Без нужды рвать растения и цветы. Нельзя бросать мусор и плевать в священные воды Байкала. Оставлять за собой следы пребывания, например, перевёрнутый дерн, мусор, незатушенный костер. У источника воды "аршана" нельзя стирать грязные вещи. Нельзя ломать, выкапывать, задевать сэргэ - коновязь, разжигать рядом костер. Не следует осквернять священное место плохими действиями, мыслями или словами, нельзя громко кричать и сильно напиваться. Особое почтение необходимо проявлять к старшим по возрасту. Нельзя обижать стариков. Нанесение обиды старшим - это такой же грех, как лишить живое существо жизни.

Праздник Белого месяца Сагаалган

В условиях кочевого и полукочевого скотоводства сложился особый цикл хозяйствования, определявшийся по лунному календарю. Начало этого цикла у предков монгольских народов означало наступление нового годового периода, сопровождавшегося торжественными обрядами и церемониями. Название праздника произошло от слова сагаан , что означает белый , или выражения сагаан сар , что есть белый(светлый) месяц . Первоначально он отмечался осенью, в октябре, перед началом зимовки скота.
После распространения и утверждения буддизма среди монгольский народов празднование Сагаалгана было перенесено с осени на самый конец зимы или, по-монгольски, на первый месяц весны, то есть примерно на февраль. Причины и точная дата переноса праздника неизвестны. Ясно лишь, что он был одним из самых популярных, почему буддийское духовенство и не могло не включить его в свою религиозно-культовую систему. В Бурятии, являвшейся частью монгольского мира, Сагаалган также был в значительной степени ламаизирован.
В 1930-х годах праздник был запрещен. Возрождение традиции началось лишь в послевоенное время. В 1990 году национальному празднику Сагаалган был присвоен официальный статус народного праздника.
Существует две формы празднования официальная дацанская и народная бытовая. Дацанский праздник начинается накануне в ночь наступления традиционного Нового года по лунному календарю и сопровождается соответствующими молениями и ритуальными действиями. В процессе богослужения для благополучия в наступающем году сжигается особый костёр сор , символизирующий людские грехи за истекший год, служится молебен, посвященный хранительнице веры богине Лхамо, которая якобы в эту ночь пересматривает мир. После наступления Нового года устраивалось богослужение в честь победы основателя буддизма над шестью противниками буддийского учения. Легенда гласит о том, что Будда одержал победу путем проявления чудес, продолжавшихся с 1-го по 15-е число первого весеннего месяца. Поэтому в течение этих 15 суток в дацанах производится хурал (богослужение) во имя распространения и упрочения буддизма. Считалось, что это время является наиболее благоприятным для поминания усопших. Каждый верующий совершал приношения в дацан во имя умерших родственников.
Праздник длится в течение 15 дней. Перед его началом в домах и ранее в юртах вывешивалось изображения бурханов божеств (обряд бурхан дэлгээлтэ). Перед божницей ставились яства, зажигались лампады (зула) и спрессованные палочки ароматических трав-благовоний (хужэ). Каждая семья тщательно готовится к торжеству принято справлять к нему обновы, запасаться продуктами, наводить порядок и чистоту в доме, готовиться к приему родных и близких, соседей и друзей. В день праздника обычно навещают друг друга, особенно дети родителей, если живут отдельно. Ранее в дни Сагаалгана устраивались конные скачки и прочие игры.

Бурятская кухня

Местная кухня складывалась на основе особенностей натурального скотоводческого хозяйства, в каждый сезон года употреблялось в пищу мясо сугубо определенного вида животного. В сельской местности этот порядок сохранился и поныне. Летом предпочтение отдается молодому барашку, ближе к зиме конине, зимой говядине. Мясо же диких зверей добывалось только осенью.
Знатоки, хорошо разбирающиеся в кулинарии, неизменно отмечают -высокие достоинства бурятской национальной кухни. Особенно ценят они мясные блюда. Бухлер, буузы (позы), убсун, хирмаса, орёомог, хиимэ, кровяная колбаса . могут удовлетворить вкусы людей с самыми изысканными вкусами

История Бурятии.

С древнейших времен на забайкальской земле жили различные племена и народы. В каменном веке здесь обитали лесные племена - охотники и рыболовы. В эпоху бронзы появились создатели культуры плиточных могил , оставившие после себя большое количество древних памятников. Они занимались скотоводством, но умели обрабатывать бронзу, медь, делали прекрасные украшения и предметы обихода из золота и меди.
Одна из интересных страниц в истории Забайкалья связана с легендарными гуннами, потеснившими плиточников . Многовековое господство гуннских племен, создавших первое в Центральной Азии государственное объединение (кочевая держава сложилась в 209 г. до н.э.), отражено в мифологических сказаниях и в памятниках искусства. Гунны изобрели стремя, изогнутую саблю, усовершенствованный длинный составной лук, метавший стрелы на расстояние до 700 м, круглую юрту. На севере гунны построили укрепленный форпост, на юге известно большое число их захоронений.
После распада государства Гунну в I в. кочевые племена Забайкалья были втянуты в борьбу за господство в степи. Сменяя друг друга, здесь жили разные племена, в том числе и племена курыкан, которые ассимилировались с появившимися в последствии на этой территории с монголоязычными племенами и стали прародителями западных бурят.
В конце XII начале XIII в. Забайкалье оказалось в центре объединения монгольских племен и создания единого Монгольского государства, ключевая роль в котором принадлежит Тэмуджину, в последствии получившему титул Чингис-хан. Он родился в монгольском роде борджегинов (в 8 км севернее современной российско-монгольской границы), земля предков рода почиталась монголами как священная.
В 1206 г. на берегу реки Онон был проведен великий курилтай (собрание всех войск, высший орган власти), на котором была провозглашена новая кочевая империя, а за народом-войском было закреплено имя монголы . Позже повелением Чингис-хана Земля Предков (территория нынешней Бурятии) была объявлена запретной зоной Их-хориг (Их великий, хориг запрет) сакральным заповедником, где нельзя было обрабатывать землю, строить города, охотиться. Несколько веков Их-хориг почитался как заповедное место предков Чингис-хана.
До конца XVII в. в Прибайкалье не было государственных границ. Разные племена свободно передвигались в пределах от Байкала до пустыни Гоби. Только с установлением в 1727 г. русско-китайской границы это передвижение прекратилось. Буряты выразили согласие принять подданство Российского государства. Многие археологические и этнографические данные подтверждают, что процесс формирования и консолидации бурятской народности начался еще в XVII в. Предположительно название народности произошло от монгольского корня бул , что означает лесной человек , по другой версии от корня бу - охотник, ловец соболя.
Русские заселяли Забайкалье тремя основными волнами: в XVII в. пришли казаки-землепроходцы, в XVII-XIX вв. сюда были высланы старообрядцы ( семейские ), в конце XIX начале XX в. крестьяне-переселенцы. Между коренными жителями и пришлым населением установился тесный контакт, приведший впоследствии к сложению смешанной этнической группы карымов, возникшей вследствие смешанных браков русских переселенцев, испытывающих недостаток в русских женщинах, с бурятскими женщинами.
В конце XIX начале XX в. население уже было этнически смешанным


Добро пожаловать в  Селенгинский район


Река Селенга-главная водная артерия Бурятии


Бурятский национальный женский наряд

 

 

 

 
Copyring 2008г. "Selenga tourist". г.Гусиноозерск, Селенгинский район, республика Бурятия